г.Курск, ул.Радищева, 24-А, оф.26
        

Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах

15 февраля 2019

В России нет эффективных механизмов участия населения в масштабных инфраструктурных проектах. Однако частный инвестор имеет все шансы заработать за счет косвенных эффектов от их реализации
Правительство России опубликовало довольно подробный план реализации майского указа президента Владимира Путина — по сути, это перечень мероприятий в рамках 13 крупных национальных проектов на общую сумму 25,7 трлн рублей до 2024 года. То есть речь идет примерно о 5,1 трлн рублей в год, или около 67 000 рублей в год на каждого из 76 млн (по данным Росстата) работающих россиян, а это около двух средних месячных зарплат.

Деньги, согласитесь, немалые. Поэтому возникает логичный вопрос: а могут ли обычные граждане как-то заработать на реализации этих грандиозных планов. Речь о том, чтобы заработать непосредственно, а не получить предполагаемые общие блага в виде улучшения качества окружающей среды, уровня образования, здравоохранения и прочего.
На первый взгляд, это практически нереально. Да, предусмотрены масштабные инфраструктурные проекты, но, увы, в России нет эффективных механизмов участия в них частных инвесторов. И судя по тому, например, как долго идет дискуссия о необходимости выпуска тех же инфраструктурных облигаций для частных инвесторов, такие механизмы в ближайшее время не появятся. Есть ощущение, что российские власти в этом просто не особенно заинтересованы, предпочитая не создавать инфраструктуру рынка, а строить модель «роста сверху»: инвестировать бюджетные средства либо точечно работать с крупнейшими инвесторами, которых в народе называют не совсем корректным термином «олигархи».

Между тем прямой путь вложений не значит единственный. Подобные масштабные программы хороши тем, что имеют свойство по большей части реализовываться, пусть и за счет мощного финансового и административного ресурса государства. А значит, частный инвестор имеет все шансы заработать за счет косвенных эффектов от их реализации. Важно только научиться анализировать планы властей и их последствия.

Разумеется, я не собираюсь сейчас разбирать с этой точки зрения все презентованные национальные проекты — это тема слишком объемного материала, если не докторской диссертации. Но приведу пару простых примеров.

Возьмем, скажем, раздел «Жилье и городская среда». Пункт №1— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет повышения доступности ипотеки. Предполагается, что средний уровень ставки по ипотечному кредиту упадет с 10,6% годовых в 2018 году до 7,9% годовых к 2024 году. При этом бюджет соответствующего подраздела нацпроекта нулевой, то есть никаких дотаций или субсидирования процентных ставок не будет, они должны прийти к такому значению рыночным путем. Очевидно, что это может произойти только в случае серьезного падения ставок по всем рыночным финансовым инструментам.

Смогут этого добиться монетарные власти? Гарантий в 100%, конечно, никто не даст, но в принципе это вполне возможно — было бы желание. В 2016-2018 годах Центробанк уже продемонстрировал, что в условиях фактической заморозки зарплат и социальных расходов бюджета он способен весьма эффективно бороться с инфляцией и инициировать продолжительные циклы снижения ставок в экономике. Как говорится, можно повторить.

В таких условиях совершенно очевидна и стратегия инвестора: нужно покупать рублевые облигации длительных сроков обращения. Это может быть как долгосрочная стратегия — с идеей зафиксировать высокую доходность вложений, пока ставки еще не пошли вниз, так и среднесрочная — с идеей продать бумаги, когда ставки упадут и облигации, соответственно, подорожают.

http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/372381-igry-s-gosudarstvom-kak-chastnomu-investoru-zarabotat-na-nacproektah

Заказать обратный звонок