Любой кэшбэк за ваши деньги: выпуск карт в России может стать платным
Из-за ограничений по эквайрингу банки готовятся переложить расходы на клиентов
Банки будут вынуждены брать плату с клиентов за выпуск новых карт и их обслуживание, использование платежного приложения и колл-центра. Это может произойти, если ЦБ сохранит эквайринговые комиссии для онлайн-ритейла и медицинских учреждений на уровне 1%. Ограничения тарифов обернутся для кредитных организаций потерями порядка 10–15 млрд рублей, говорится в письме, которое Ассоциация банков России направила в правительство. В самих банках «Известиям» подтвердили, что субсидировать услуги и сервисы, по всей видимости, вскоре придется за счет клиентов. Однако ограничение комиссий за эквайринг носит временный характер, обнадежили в ЦБ.
Отключить от сети
Кредитные организации попросили правительство не применять административное регулирование к комиссиям за прием платежей (эквайринг) в качестве антикризисной меры. Об этом говорится в письме Ассоциации банков России (АБР) в кабмин (есть в распоряжении «Известий»).
В марте ЦБ впервые воспользовался правом ограничить эквайринговые комиссии на время пандемии коронавируса. На уровне 1% они были установлены для онлайн-покупок с 15 апреля по 30 сентября, а для медицинских услуг — с 1 июня по 30 сентября.
Ограничения эквайринговых комиссий приведут к потерям порядка 10–15 млрд рублей за весь период их действия, оценили в АБР. Это направление бизнеса придется субсидировать из других сфер, предупредили в ассоциации.
«Снижение эквайринговых комиссий приведет к уменьшению стимулов для использования безналичных способов оплаты, поскольку банки-эмитенты будут вынуждены начать взимать деньги с потребителей за выпуск и обслуживание карт, использование платежных приложений, доступ к колл-центру. А также — сократить или отменить программы лояльности. Сегодня эти расходы субсидируются за счет межбанковских комиссий», — говорится в письме. Оценок, на сколько может подорожать клиентский сервис в банках, пока нет.
В документе подчеркивается, что кредитным организациям также может стать невыгодным обслуживать торговые точки с оборотом менее 12 млн рублей безналичных платежей в год, а расходы на обеспечение работы терминалов придется переложить на бизнес. Тогда прием карт подорожает минимум на 3–5% в год.
В России действует отличная от европейской бизнес-модель на рынке безналичных платежей: большинство услуг для клиентов бесплатны, они субсидируются из доходов от эквайринга, заявил «Известиям» вице-президент АБР Алексей Войлуков. Он отметил, что благодаря этой модели в России на каждого человека приходится минимум две карты. Доля безналичного оборота выросла с 25% в 2014 году до 65% в 2020-м.
— Если пенсионеру или студенту в России придется платить за карту около 6 тыс. ежегодно, как в европейских странах, он предпочтет вовсе отказаться от безналичных платежей, — считает Алексей Войлуков.
По его словам, при сохранении ограничений банки могут сделать часть услуг платной, в том числе мобильное приложение, поскольку его необходимо поддерживать и постоянно обновлять защиту. Правда, вероятность этого варианта намного меньше, чем возмездный выпуск и обслуживание карт, поскольку приложение предлагает широкий ряд функций, например оформление кредита.
Ограничение эквайринговых комиссий по определенным категориям ТСП носит временный характер, заявили «Известиям» в Центробанке. В регуляторе подчеркнули, что мера направлена на поддержку в том числе малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса. В пресс-службе правительства «Известиям» заявили, что детали служебной переписки не комментируются.
Что имеем — не храним
При общем снижении комиссий часть расходов на инфраструктуру может быть переложена на клиентов, также кредитные организации могут снизить объем инвестиций в развитие технологий обслуживания, подтвердили в «Открытии». В банке допускают, что количество проектов, где покупка и сопровождение платежных терминалов будет переложена на плечи торговцев, возрастет.
При избыточном регулировании всегда возникают диспропорции, которые ведут к ограничению конкуренции и отрицательно влияют на качество оказываемых услуг, согласился и директор департамента по развитию дебетовых карт банка «Хоум Кредит» Юрий Коптяев. Он отметил, что в этом случае многим банкам уже пришлось сократить выплаты по программам лояльности. Фактически издержки были переложены с ритейлеров на кредитные организации и их клиентов.
Банки по всем сегментам бизнеса будут подстраивать свои программы лояльности и кэшбэк под новые рыночные условия, но вряд ли нас ждет существенный пересмотр тарифов за обслуживание карт, поскольку это главный инструмент доступа к счету, считают в Альфа Банке. Там добавили, что мобильные приложения и колл-центры — это базовые каналы взаимодействия с клиентом, и их ограничение выглядит невозможным.
В МКБ согласились, что некоторые участники рынка могут пойти по пути увеличения текущих и введения новых комиссий. Однако в условиях высокой конкуренции крупнейшие банки стремятся сформировать более привлекательное клиентское приложение, делая услуги бесплатными.
Кэшбэк под ударом
Ограничение максимальной комиссии за прием оплаты онлайн сыграло колоссальную роль в развитии интернет-платежей и финансовых технологий, заявил глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Он отметил, что онлайн-продажи всегда были дороже наземного эквайринга, но решение ЦБ сделало их более доступными, а значит, привлекательными для инвестиций.
— Онлайн-магазины в пандемию стали развивать рекуррентные платежи, позволяющие запомнить данные о карте и не вводить их заново при каждой покупке. Это дало возможность в период карантина некоторым онлайн-магазинам довести долю безналичных оплат до 100%, — рассказал Артем Соколов.
По его словам, комиссия за прием карт стабильно занимает третью строчку расходов крупного ритейла после фонда оплаты труда и логистики. На проблему ставок эквайринга обращал внимание президент России Владимир Путин в 2019 году, назвав комиссию за прием платежей квазиналогом на бизнес.