г.Курск, ул.Радищева, 24-А, оф.26
        

Нацпроекты обнулились вместе с президентским сроком

8 июля 2020

Пандемия становится оправданием для провальных результатов

Реализация нацпроектов может быть продлена на новый президентский срок — до 2030 года. Информация о таком сценарии появилась после того, как Владимир Путин дал отмашку на их пересмотр. Корректировка сроков и приоритетов — логичное решение в условиях снижения цен на нефть и последствий пандемии, пояснили «НГ» в Минэкономразвития (МЭР). Так, ведомство адаптировало большинство мероприятий нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Эксперты предупреждают: главное, чтобы пандемия не стала оправданием для провалов, которые с ней никак не связаны. Например, падение доходов населения началось до эпидемии и режима изоляции.

Уточнение параметров, сроков и приоритетов национальных проектов — это логичная корректировка в условиях изменившихся внешних факторов (снижение мировых цен на нефть), а также вызванных новой коронавирусной инфекцией ограничений, затронувших экономику нашей страны, сообщили «НГ» в пресс-службе МЭР.

«В короткие сроки правительством были приняты оперативные меры по противодействию распространения коронавируса, обеспечению защиты здоровья и поддержания уровня жизни граждан, в том числе сохранению занятости и доходов населения, поддержке ключевых отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства. Подобные шаги потребовали значительных средств и донастройки нацпроектов», — пояснили в ведомстве Максима Решетникова.

Например, как уточнили в пресс-службе, Минэкономразвития адаптировало большинство мероприятий нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» к текущим условиям. «В действующей программе субсидирования по кредитам упрощены требования к заемщикам, предоставляются отсрочки по платежам, а также расширены возможности для рефинансирования ранее взятых кредитов и расширен потенциальный круг участников этих программ, — перечислили в министерстве. — Кроме того, до региональных микрофинансовых организаций были доведены дополнительные средства — 12 млрд руб. Это в дополнение к 2 млрд руб., которые были изначально заложены в нацпроекте на этот год».

Но на этом, очевидно, корректировки не заканчиваются. Правительство может продлить сроки реализации нацпроекта, посвященного малому и среднему бизнесу, с 2024 до 2030 года. Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на соответствующий проект документа и пояснения источников.

Агентство уточнило, что срок реализации других нацпроектов в связи с пандемией коронавируса также может быть скорректирован и продлен до 2030 года. При этом, как сообщается, уровень реализации нацпроектов планируется оценивать, в частности, по такому показателю, как «обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции».

Счетная палата (СП) в свежем выпуске мониторинга достижения национальных целей указала на последствия пандемии. Например, аудиторы предупредили, что «в перспективе негативное влияние на продолжительность жизни россиян может оказать ухудшение социально-экономической ситуации, вызванное распространением COVID-19».

Кроме того, «принятые правительством РФ ограничительные меры для борьбы с коронавирусом привели к резкому снижению экономической активности, что негативно отразится на уровне занятости и заработной платы», ожидают в СП.

Аудиторы продолжили: «По данным Росстата, в мае безработица в России достигла максимального уровня за последние восемь лет (6,1% от рабочей силы)… Риски недостижения национальной цели (по снижению бедности. — » НГ «) высоки даже при принятых мерах по поддержке семей с детьми и уже потерявших работу. Это требует пересмотра и разработки новых мер по борьбе с бедностью, увеличения финансовых ресурсов в данном направлении».

В целом по стране доля россиян с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 2019-м 12,3% (после 12,6% в 2018-м), за чертой бедности находились 18,1 млн человек. По Росстату, этот показатель с 2015 года сокращается. Однако, по уточнению аудиторов, «подобной динамики все еще недостаточно для достижения к 2024 году цели по снижению уровня бедности», напомним, речь шла об уменьшении вдвое. При этом, как показало исследование, проведенное аналитиками РИА Новости, в 11 регионах страны в прошлом году доля граждан за чертой бедности превысила 20%.

Кроме того, ведомство Алексея Кудрина ранее поясняло, что пандемия, конечно, не может считаться первопричиной провалов. «В первом квартале текущего года реальные располагаемые денежные доходы населения вновь снизились (по Росстату, на 0,2% в годовом выражении. — «НГ»), однако это еще не было следствием введения мер по самоизоляции», — сообщали в СП (см. «НГ» от 25.06.20). Замедление ВВП в первом квартале нельзя объяснить «эффектом коронавирусного кризиса, поскольку основные ограничения в России были введены уже в апреле».

«Финансирование за счет бюджетных средств вне зависимости от выделяемых лимитов и параметров программы выглядит недостаточно эффективным в отсутствие глубинного реформирования федерального законодательства, в том числе в сфере налогообложения», — сказал «НГ» член генсовета «Деловой России» Алим Бишенов. Но если говорить о конкретных изменениях, то, как уточнил эксперт, судя по всему, они касаются в основном сроков, и это, по его мнению, делается в интересах не столько бизнеса, сколько ответственных за результаты, «поскольку очевидно, что достигнуть целевых показателей в условиях коронакризиса в установленные изначально сроки проблематично».

«Реализация программ — как живой организм, она изменяется и в процессе корректируется, исходя из текущих условий, — отметил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. — Сейчас российская казна нацелена на смягчение последствий кризиса. В таких условиях, когда нужно поддерживать людей и предприятия, реализацию программ корректно отложить на более длительный срок, чтобы выполнить ее в полном объеме, не сокращая затрат».

Как считает президент некоммерческой организации «Право на защиту» Андрей Тютюнин, если продление сроков будет предполагать дополнительную финансовую подпитку проблемных сфер, то в сложившихся условиях такое решение можно расценивать как правильное; если же те объемы финансирования, которые были запланированы на период до 2024 года, будут теперь «размазаны» еще на шесть лет, тогда это решение вызывает вопросы.

Пандемия превратила задачи нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» «из просто сложных в практически невыполнимые», заявил ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов. Однако это, по его словам, не должно быть поводом полностью отказываться от поставленных целей. «Так, 25 млн занятых, 32,5% доли в ВВП, 10% в несырьевом экспорте — к этому все равно нужно идти, — уточнял Титов. — Пусть с изменением ориентиров по времени».

«На мой взгляд, национальные проекты должны быть пересмотрены вместе с системой национальных целей и коррелировать с новыми целями. Некоторые эксперты предлагают заменить цели общественно значимыми результатами, — отметил руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. — Объективно нацпроекты с их целевыми показателями, описанными в 2018 году, в большей своей части не могут быть реализованы. Это связано с факторами, вызванными масштабным кризисом 2020 года. Однако нельзя оставлять в стороне и причины, связанные с торможением реализации нацпроектов, которое произошло в 2019 году». Эксперт отнес к ним, в частности, забюрократизированность и зарегулированность целого ряда процедур, которые де-факто не прошли систему регуляторной гильотины.

Источник: Деловая Россия 

Заказать обратный звонок