г.Курск, ул.Радищева, 24-А, оф.26
        

С какими сервисами работать самозанятым

31 марта 2021

В 2019 году Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ в России в порядке эксперимента был введён налог на профессиональный доход (НПД) или налог для самозанятых. По состоянию на 2021 год в эксперименте принимают участие 85 регионов РФ.

Кто может стать самозанятым

Экспериментальный спецрежим позволяет платить только один налог с доходов от профессиональной деятельности по льготной ставке 4 или 6%. Таким образом, граждане могут заниматься подработкой на легальной основе, без какого-либо риска.

Кроме того, самозанятые граждане могут не платить страховые взносы, и им не нужно сдавать налоговые декларации.

Возможность перейти на НПД предусмотрена для физических лиц и ИП, ведущих деятельность на территории РФ. Кроме того, зарегистрироваться в качестве самозанятых в России могут граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии.

Закон о самозанятых не содержит перечня конкретных видов деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональную деятельность, поэтому бизнес может быть любым. Главное, чтобы он не противоречил критериями, указанным в ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ.

Существует несколько ограничений, действующих для применения спецрежима.

Так, у самозанятых граждан, занимающихся реализацией продукции собственного производства, не должно быть работодателя и наёмных сотрудников.

Перейти на НПД невозможно, если годовой доход превышает 2,4 млн рублей. Кроме того, в п.2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ приведён перечень лиц, которые не могут применять спецрежим для самозанятых.

Организация деятельности и отчётность

Основным инструментом ведения бизнеса для налогоплательщиков, применяющих НПД, является официальное приложение Федеральной налоговой службы РФ «Мой налог». С его помощью можно встать в налоговой на учёт в качестве самозанятого, а также взаимодействовать с ФНС.

Регистрация

Предусмотрены следующие способы регистрации:

  1. Через Личный кабинет на сайте ФНС. Для регистрации потребуются ИНН и пароль от ЛК налогоплательщика.
  2. В мобильной версии приложения «Мой налог» по паспорту. При выборе этого варианта регистрации нужно отсканировать паспорт в специальной форме и сфотографироваться.
  3. Через портал «Госуслуги».

Для регистрации потребуются идентификатор (номер телефона, адрес электронной почты или СНИЛС) и пароль, которые используются для авторизации на портале.

Функции приложения

Формирование чеков. Для налогоплательщиков на НПД приложение «Мой налог» фактически заменяет онлайн-кассу, поскольку с его помощью самозанятые формируют и отправляют клиентам чеки.

Для этого пользователь указывает контактные данные и статус покупателя (физическое или юридическое лицо) и наименование товара или услуги. Налог автоматически начисляется на сумму в чеке, поэтому ни расчёта налога, ни сдачи отчётности не требуется.

Контроль доходов, начислений и задолженностей. Пользователь может посмотреть все чеки, которые он сформировал и отправил, за любой период.

При начислении налога приложение уведомляет пользователя о сроке уплаты.

Если образуется задолженность по выплате налога, об этом также появляется соответствующее уведомление.

Платёж с помощью банковской карты. Для уплаты налога в приложении можно привязать банковскую карту. После привязки пользователь может включить автоплатёж, чтобы сумма налога автоматически списывалась с привязанной карты. Также предусмотрена возможность оплаты по квитанции.

Формирование справок. В приложении можно сформировать две справки: о регистрации в качестве самозанятого и о доходах за выбранный период.

Сформированную справку можно отправить на электронную почту организации, запросившей документ, прямо в приложении.

Если вы больше не хотите применять спецрежим для самозанятых, сняться с учёта можно тоже в приложении. При этом можно будет в любой момент зарегистрироваться повторно.

Нужны ли самозанятым ККТ, подключение к ОФД и электронная подпись

Поскольку чеки самозанятые формируют и выдают через приложение «Мой налог», онлайн-касса им не нужна. Отчётность налогоплательщики на НПД не сдают, страховые взносы не платят — подключение к системе оператора фискальных данных для передачи сведений в контролирующие ведомства им тоже не требуется.

А что насчёт электронной подписи?

С 2020 года самозанятые приравниваются к субъектам МСП и имеют право на участие в госзакупках по 223-ФЗ на льготных условиях. Для них предусмотрены ускоренная выплата по договору в течение 15 дней, а также сниженный процент заявки (2%) и сниженное обеспечение контракта (5%). Льготы действуют и на самозанятых граждан, участвующих в привилегированных закупках для малого и среднего бизнеса. Остальные закупки доступны самозанятым как физлицам, то есть на общих основаниях, без льгот.

Для участия в электронных торгах потребуется квалифицированная электронная подпись. Пригодится она и для подтверждения личности на государственных порталах (Госуслуги, сайт ФНС, портал Росстата и другие), что сильно облегчает и ускоряет процесс регистрации.

Граждане в статусе самозанятых могут выполнять заказы организаций или ИП. При этом должен быть заключён договор возмездного оказания услуг. Как правило, это происходит в письменной форме (если это не сделка, исполняемая в момент её совершения — тогда договор можно заключить устно) на бумаге, либо в электронном виде. Если документ составляется в электронном виде, он должен быть подписан электронной подписью.

Чтобы подписывать электронные документы, самозанятым нужна квалифицированная ЭП. С её помощью можно подписывать договоры возмездного оказания услуг и акты выполненных работ. Без КЭП эти документы не могут обладать юридической силой.

электронной подписью от ГК «Астрал» вы сможете подписывать электронные документы, принимать участие в торгах на электронных площадках, а также работать с государственными порталами. Специальная тарифная сетка позволит подобрать подходящий тариф. Для оформления подписи вам понадобятся только паспорт и СНИЛС.

Источник: Клерк

Заказать обратный звонок