г.Курск, ул.Радищева, 24-А, оф.26
        

Сфера услуг пока не выбралась из коронакризиса

10 сентября 2020

Население готовится к новым карантинным ограничениям и снижает потребление

Угроза новых заражений и ухудшение материального положения граждан не дают сфере услуг полностью восстановиться после снятия большинства карантинных ограничений. По данным лаборатории «СберИндекс», в августе расходы россиян на развлечения были почти в полтора раза меньше, чем год назад, а траты в ресторанах, кафе и салонах красоты отставали от прошлогодних более чем на 20%. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) узнал: каждый второй опасается заболеть коронавирусом, а две трети уверены, что в случае ухудшения эпидемической ситуации надо закрывать места скопления людей.

Несмотря на снятие большинства карантинных ограничений и на то, что часть граждан отправились после самоизоляции утолять «голод» по многим видам услуг — от парикмахерских до развлекательных, спрос все равно далек от докризисных значений.

В обществе сильны страхи по поводу коронавируса. Кроме того, сдерживающим фактором стали падение доходов и в целом неясные перспективы рынка труда.

Каждый второй житель страны, принявший участие в опросе ФОМа (1 тыс. опрошенных), сейчас опасается заболеть коронавирусом. При этом две трети — 65% — считают, что «если эпидемическая ситуация в стране серьезно ухудшится, властям следует повторно закрывать торговые центры, рестораны, кафе».

По предварительным данным лаборатории «СберИндекс», в августе расходы населения на развлечения оказались более чем на 40% ниже, чем за тот же месяц в 2019-м (в реальном выражении со снятой сезонностью). Тем самым ситуация сейчас явно лучше, чем было, например, в июне, когда потребительские расходы в категории «Развлечения» были ниже прошлогоднего уровня примерно на 70%, но докризисные значения все равно не достигнуты.

В категории «Кафе, бары, рестораны» траты россиян в августе были ниже прошлогоднего уровня примерно на 24%; в июне — для сравнения — они просели по сравнению с тем же месяцем 2019-го на 55%. Расходы на услуги салонов красоты в августе 2020-го были ниже, чем в августе 2019-го, почти на 23%, а в июне — на 42% в годовом выражении.

В целом траты на услуги за август снизились в годовом выражении на 17,5%. «В терминах абсолютных величин спроса это является очередным посткризисным максимумом, хотя сохраняющееся двузначное падение достаточно сложно назвать достижением», — пояснили в лаборатории.

Один из примеров — кинотеатры. Посещаемость кинотеатров в регионах, где им разрешили вернуться к работе, снизилась более чем на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщала в начале августа президент сети кинотеатров «Каро» Ольга Зинякова.

«В августе московские кинотеатры возобновили работу. Однако если еще в июле 60% москвичей готовы были пойти в кино в течение первых двух недель после открытия кинотеатров, то за неделю до открытия о готовности пойти в кино до конца августа заявили только 46% жителей Москвы. Фактически кинотеатры посетили лишь 13% московских кинозрителей», — следует из отчета, обнародованного в начале сентября аналитическим департаментом Фонда кино. Сами кинозрители объяснили такую низкую активность отсутствием интересных фильмов, нехваткой времени, выбором в пользу другого вида досуга, например отдыха на даче, передает Интерфакс.

Всплеск спроса на виды услуг, частично или полностью ограниченных весной, пришелся на начало лета, но его сдерживало заметное падение доходов россиян, которое продолжается и по сей день, пояснил аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

«Возвращение потребительского спроса носило крайне неравномерный характер. Так, сектор развлечений еще далек от восстановления, а объемы выручки от кинопроката составляют лишь 5% от докризисных времен. Отчасти это связано со сложностями, сопровождающими посещение публичных мероприятий, отчасти из-за отсутствия в прокате действительно хороших фильмов. В некоторых же городах работа кинотеатров не возобновлена до сих пор. Что касается настороженного отношения россиян к местам массового скопления людей, то в немалой степени эта проблема присутствует», — продолжил эксперт. При этом, по его мнению, если новые ограничения будут вводиться, то они, возможно, окажутся уже более точечными.

«Если говорить про заведения общепита, то сезон летних веранд еще не завершен, а деловой сезон уже начался, это значит, что » заполняемость ресторанов и кафе может вырасти на 15-20% к летним пикам, — ожидает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. — Но эффект будет недолгосрочным. Некоторые ограничения еще действуют, в том числе к рассадке в залах». Если они не будут сняты до холодов либо наступит вторая волна пандемии, то это, по мнению эксперта, «нанесет второй сильнейший удар по всей сфере общественного питания, причем куда более сильный, чем весной-летом».

 

Заказать обратный звонок